Компания Ступеньки

Пн-Пт с 10:00-18:00

+7 (495) 150 60 82

+7 (915) 262 10 69

Мы в Facebook

Написать нам: msubbota@bk.ru

Ваша корзина пуста.


Главная О компании Статьи Возвращение к истокам. Фребель и его "Дары"
Возвращение к истокам. Фребель и его "Дары"
Игрушки для детского сада, купить Игрушки для детского сада

Сейчас уже невозможно представить, что когда-то детских садов не существовало вообще, даже понятия такого не было. И лишь в 1837 году немецкий педагог Фридрих Фребель создал первую школу «для детей младшего возраста» в Блакенбурге. Его Kindergarten (в переводе с немецкого — «детский сад») действовал по принципу — не мешать ребенку становиться человеком, но помогать развивать все лучшее, что дала ему природа.

Выбор названия подобного детского учреждения — сад — Фребель мотивировал всем известной поговоркой: «дети – цветы жизни». В таком случае, логично было назвать женщин, нянчивших там малышей, «садовницами». Кстати, традиция работать в области дошкольного воспитания преимущественно представительницам прекрасного пола сохранилась и до наших дней, несмотря на то, что идея принадлежит мужчине.

Киндергартен по Фребелю

Фридрих Фребель разработал специальный развивающий набор — «Дары Фребеля», состоящий из шариков разных цветов и материалов, а также кубиков, цилиндров. С их помощью «садовницы» должны были обучать ребятишек. (Развивающий набор — «Дары Фребеля» купить в нашем интернет-магазине)

 

 

Возвращение к истокам. Фребель и его «Дары» (начало статьи на главной странице)

 

В 1849 году «главный садовник-куратор» открыл школу для нянь, она, к сожалению, просуществовала всего два года. Но идеи Фребеля не потерялись, они стали воплощаться российскими женщинами.

Первой в России «детский сад» организовала Аделаида Семеновна Симонович. В 1866 вместе с мужем она открыла свое петербургское заведение, куда принимала детей от 3 до 8 лет, ясное дело, не крестьянского сословия, так как ее «сад» был платным, больше походившим на пансион для детей состоятельных горожан. В программу она включила игры, которые сама придумала, подготовила курс родиноведения. Но и это ей показалось недостаточным. Ее целью было распространение идей Фребеля как можно шире. Для этого она начала издавать журнал с говорящим названием «Детский сад». Но ее организация функционировала немногим больше двух лет.

25 октября 1872 года в «Тульских губернских ведомостях» было опубликовано объявление, приглашавшее детей от 3 до 7 лет с 1 декабря на Большую Дворянскую улицу в собственный дом Смидовичей. Инициатором этой затеи выступила супруга известного в Туле врача Викентия Игнатьевича Смидовича — Елизавета Павловна. Муж отдал своей жене лучшие комнаты: столовую, зал и гостиную, чтобы места хватало и на учебу, и на игры. В семье Смидовичей было своих восемь детей. Самый старший и впоследствии получивший большую известность — Викентий Викентьевий Смидович, публиковавшийся под псевдонимом Вересаев, был прилежным воспитанником маминого детского сада.

«Садовничество» Елизаветы Павловны Смидович также продолжалось недолго. Через три года после начала работы ее «киндергартен» пришлось закрыть из-за недостатка денежных средств. Оно и понятно: ведь сад содержался на деньги, которые зарабатывал Викентий Игнатьевич, а в нем все для детей было бесплатным, включая обеды…

Так в России были заложены традиции семейных детских садов.

В 2007 году правительство Москвы заявило, что в столице снова появятся сады семейного типа. В принципе, это то, чем много лет назад занималась семья Смидовичей.

Это был небольшой экскурс в историю создания «Детских садов» как таковых.

Но вернемся к г-ну Фребелю, в чем заключалась система воспитания Фребеля и что такое его «Дары».(Развивающий набор — «Дары Фребеля» купить в нашем интернет-магазине)

Ф. Фрёбель чувствовал интуитивно то, что подтверждено на сегодняшний день психолого-педагогическими исследованиями: развитие тех или иных способностей, видов деятельности детей зависит от времени обучения (сенситивный период).

В системе воспитания Фрёбеля исходным являлось представление о деятельной природе ребенка - его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности и любознательности.

Фрёбель подчеркивал важность эмоционального взаимодействия с ребенком с самого рождения, приобщения его к родной культуре. Для этого он использовал музыку, особенно пение и танцы. Игры, экспериментирование, проектирование, наблюдение и изучение природы сопровождали стихотворные тексты. Фридрих Фрёбель писал: «Всякое истинное развитие и образование, а вместе с тем и воспитание, имеют свою основу и источник в чувстве и в ощущении, а также и в предчувствии, следовательно, в сердце... поэтому ребенок должен быть вводим вместе с тем в область гармонии и созвучия, в область ритмического, мелодического и динамического (ритма и мелодии), а следовательно, в область музыкальных звуков (тонов) и пения».

Педагогическая прозорливость и научное предвидение Ф. Фрёбеля позволили ему выстроить определенную систему, созданную с учетом психического развития детей.

Педагогические принципы Ф. Фрёбеля лежат в основе и его подхода к выбору предметов-посредников, приобщающих ребенка к познанию окружающего мира. Фрёбель создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами». Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.

 

Для полноценного развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть так называемых «даров».

Первым даром, по его мнению, является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый. К каждому мячу прикрепляется ниточка.

Мать показывает ребенку мячи, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», она знакомит ребенка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони, пряча его и приговаривая при этом: «Есть мячик — нет мячика», — мать знакомит ребенка с понятиями утверждения и отрицания.

Обосновывая, почему первым даром, первой игрушкой должен быть именно шар-мяч, Фребель замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как нежной неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик). Фребель приводит и ряд других символических доводов, например: шар является «единством в единстве», шар — символ движения, шар — символ бесконечности и т. д.

Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С их помощью ребенок знакомится с разными формами предметов.

Кубик по форме и по устойчивости является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и «единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если его поставить на основание, подвижен, если положить, и т. д.

Третий дар — куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Посредством этих предметов ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); он имеет возможность развивать свои творческие способности, строить из кубиков с помощью различных комбинаций.

Четвертый дар — кубик тех же размеров, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой из которых равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны).

Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового «дара» прежние, с которыми ребенок уже освоился, конечно же, не изымаются.

Пятый дар — кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар — кубик, также разделенный на двадцать семь кубиков, многие из которых тоже разделены на части: на плитки, по диагонали и т. д.

Последние два «дара» дают множество самых различных геометрических тел, необходимых для строительных игр. Кстати, идея «даров», несомненно, сложилась у Фребеля под влиянием разработанной Песталоцци методики изучения формы.

 

Использование фребелевского пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представление о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Кроме приведенных шести даров Фребель предлагал впоследствии давать детям дополнительный строительный материал (арки и т. д.), а также рекомендовал проводить с ними занятия лепкой, рисованием, игры-занятия с палочками, плетение и пр.

Еще одна ценная черта «даров» — последовательность ознакомления ребенка с простейшими геометрическими формами. Замечательна и сама мысль о строительном материале для игр-занятий. Эта идея была затем с успехом реализована, в результате чего ящики с набором строительного материала стали одним из самых распространенных пособий для детей.

Заслугой Фребеля явилось и введенное им разнообразие видов детской деятельности: подвижные игры, рисование, работа с мягкими материалами, плетение и вырезание из бумаги, вышивание, выкладывание фигур из металлических колец, палочек, гороха, бус, выпиливание, конструирование и др. Многие из этих занятий, преобразованные методически, до сих пор используются в детских садах.

Фребель верил, что все эти игровые материалы наиболее эффективны в начальном воспитании детей и в то же время развивают их внутренние потребности. Первоначально он разработал только несколько видов образовательных материалов, позднее их количество возросло до 20. Сегодня на рынке детских пособий обычно встречается четырнадцать видов материалов Фребеля с точно такими же образовательными функциями.

 

Исходя из их предназначения можно выявить несколько определенных концепций общего развития детей на раннем этапе.

Концепция творчества. Главная цель состоит в том, чтобы дети естественным путем приобщились к процессу работы с материалами и приобрели навыки различных комбинаций. Например, материал № 5 (Большой Куб) предлагает идею свободного комбинирования форм согласно принципу симметрии.

Концепция эквивалентности. Самая важная составляющая реагирования по отношению к предмету — это понимание его характеристик без влияния внешних видимых изменений. Материалы Фребеля могут развивать эту концепцию посредством реального действия. Например, если детям предоставят материал № 7 и попросят четыре треугольника превратить в прямоугольник из двух треугольников и сравнить их размеры, те, кто понимает концепцию эквивалентности, дадут правильные ответы.

Концепция логических способностей. У некоторых детей отсутствует способность к рассуждению и умозаключениям, хотя должна быть им присуща в принципе. Логические способности и умение делать выводы необходимо формировать на начальных стадиях развития. Материалы Фребеля помогут детям развить эту способность на практике. Например, после того как дети поиграют с материалами № 3, 4, 5, 6, воспитатель может спросить: «Сколько кубов можно построить из четырех треугольных призм?» Дети, которые понимают, что из четырех треугольных призм можно построить два кубоида (прямоугольных параллелепипеда), а из двух кубоидов можно построить куб, дадут правильный ответ.

Концепция правил и порядка. Вынимая материалы из ящиков и убирая их обратно, дети приучаются к организации и порядку. Более того, демонстрация всех форм требует, чтобы дети сосредоточились на правилах симметрии. Действительно, дети, которые занимались этим, умеют убирать игрушки в правильном порядке.

Концепция форм. После того как дети познакомятся с формами куба и ромба, им будет проще понять такие формы, которые могут быть преобразованы одна в другую (например, из двух квадратов можно сложить прямоугольник), а также какова их общая площадь.

Как только у ребенка немного разовьется способность к речи, мы начинаем замечать, что он в движении и в самом процессе движения, которое обращает на себя его внимание, старается различить какой-нибудь звук и затем пытается подражать ему звуком своего голоса... (Ф. Фребель)

Развитие социальных и коммуникативных способностей. Образовательные материалы помогут детям понять значение части и целого, индивидуальности и взаимодействия — следовательно, в дальнейшем дети будут лучше понимать правила и законы общества.

 

(Развивающий набор — «Дары Фребеля» купить в нашем интернет-магазине) 

 

Хит продаж